IT консалтинг - статьи

Что влияет на темпы распространения PLM-решений


Несомненно, залогом успешного развития и роста рынка PLM является оздоровление глобальной экономической ситуации, которое будет способствовать появлению у предприятий более широких возможностей для инвестиций в перспективные технологии. Аналитики выделяют еще несколько важных факторов, которые оказывают влияние на темпы адаптации PLM-решений клиентами.

Проблема руководства. Полномасштабная инсталляция PLM охватывает практически все подразделения предприятия — конструкторское, инженерное, производственное, отдел закупок, службу контроля качества, маркетинг и продажи, техническое обслуживание. Только руководители верхнего звена имеют достаточные полномочия, чтобы осуществить проект, затрагивающий интересы фактически всех сотрудников организации, однако пока общепринятая практика — возлагать эту задачу на менеджеров инженерных подразделений.

Необходимость преодолевать общекультурные сложности. PLM ставит в центр всех процессов на производственном предприятии создаваемый продукт (вместо бухгалтерских документов, например) и позволяет разделять данные об изделии специалистам разного уровня и квалификации. Возможно, кто-то из сотрудников потеряет осознание собственного исключительного положения, поскольку теперь владение информацией по проекту — не только его привилегия. Несмотря на то что в соответствии с философией PLM процесс проектирования ставится во главу угла в бизнесе производственной компании, нередко приходится сталкиваться с негативным отношением к PLM именно со стороны конструкторских отделов. Благодаря PLM проект становится открытым для других функциональных подразделений и внешних партнеров, и этот факт вызывает у создателей проекта в лучшем случае скептицизм, в худшем — явное неприятие.

Проблемы интеграции. Решения PLM должны сосуществовать с различными корпоративными системами, а также поддерживать интеграцию с решениями компаний-поставщиков и заказчиков предприятия.

Формирование надежных механизмов для разделения интеллектуального капитала. Информация, которая должна быть доступна всем пользователям интегрированной среды PLM, в том числе проектные данные, данные анализа рынка, инновационные прогнозы, уникальные клиентские требования к разрабатываемому изделию являются интеллектуальной собственностью компании.
Поэтому в рамках проекта PLM равно необходимы как средства защиты на уровне технологий, так и способы установления доверительных отношений между партнерами.

Формирование репозитория PLM как основного источника достоверных данных о продукте для всех категорий пользователей. Большинство преимуществ использования PLM вытекает из кумулятивных возможностей, которые предоставляют эти системы. При создании общекорпоративного репозитория необходимо обеспечить соответствующие функции электронного хранилища, реализовать средства каталогизации, поиска, разделения данных и визуализации, причем так, чтобы они удовлетворяли разные категории пользователей. Время и усилия потребуются не только для того, чтобы решить эти задачи, но и чтобы довести их преимущества до тех, кому они предназначены.

Стандартизация. В области PLM стандартизация необходима как в сфере представления данных частными САПР и PDM-системами, так и для создания общего синтаксиса для совместного использования данных модулями разных РLM и другими корпоративными системами. Эволюция и адаптация стандартов в этой области, как и в любой другой, требует времени.

Общекорпоративный масштаб PLM-решений (в идеале) ставит и серьезные проблемы их внедрения. Поставщики и консультанты по PLM сегодня стремятся избежать неприятностей, которые почти обязательно сопровождают развертывание решений аналогичной сложности, например, ERP: затягивание сроков проекта, постоянный рост расходов на реализацию и неудовлетворенность заказчика темпами возврата инвестиций. Поэтапная реализация PLM-проектов помогает ускорить окупаемость и получать реальный эффект от внедрения уже через полгода с начала реализации.

Но, несмотря на все трудности, современные производственные компании понимают, что необходимое условие для стабилизации и развития бизнеса — совершенствование всех процессов, связанных с созданием продукции. Чтобы стать известным или удержать репутацию своей марки, надо обеспечивать высокое качество проектирования и производства. А сложные экономические условия подчас только подстегивают: клиенты в это время становятся более разборчивыми.


Содержание раздела